Анализ влияния кризиса на поступление налога на доходы физических лиц в бюджет города Москвы
Данную статью нам прислала Анна Мишачкова. Если Вы хотите опубликовать свою статью на нашем сайте, отправьте её на
authors [собака] about-crisis.ru
В рамках действующего налогового законодательства НДФЛ занимает центральное место в системе налоговых доходов субъектов Российской Федерации. В условиях финансового кризиса НДФЛ выступил в роли основного системообразующего налога, обеспечившего стабильность поступлений в доходные части бюджетов. За период с 2006 по 2008 гг. НДФЛ в составе налоговых поступлений занимал второе место, а в 2009 году данный налог стал первым в структуре доходов городского бюджета.
Впрочем, потенциал налога на доходы физических лиц на сегодняшний день реализован не полностью. Исследованию налогообложения доходов физических лиц в России особую актуальность придаёт низкий уровень собираемости данного налога по сравнению с развитыми странами.
Целью данной статьи является исследование изменений динамики налоговой базы и поступлений НДФЛ в бюджет города Москвы под влиянием кризиса.
В сложившейся непростой макроэкономической ситуации особенно важно провести своевременную оценку различных факторов и последствий кризиса, провести анализ всех составляющих налоговых поступлений. В первую очередь, такой анализ поможет разработать своевременные и актуальные корректировки налоговой политики, не только минимизировать негативные последствия кризиса, но и дать дополнительный импульс совершенствованию налоговой политики.
Для оценки влияния кризиса на доходы населения следует рассмотреть баланс денежных доходов и расходов населения, который отражается движение части ВВП, поступающей в распоряжение населения в форме денежных доходов и используемой им на покупку товаров, оплату услуг и формирование сбережений.
По последним опубликованным данным Мосгорстата за 9 месяцев 2009 года денежные доходы населения города Москвы выросли на 16,3%. При этом наибольший вклад в общий прирост доходов населения внес прирост так называемых «других доходов» населения (доля прироста «других доходов» в общем приросте денежных доходов населения составила 83,0%).
Таблица 1
Структура денежных доходов населения в 2008-2009 гг.
Статья доходов | Январь-сентябрь 2009 г. | Январь-сентябрь 2008 г. | К аналогичному периоду 2008 г. |
---|---|---|---|
млн. рублей | млн. рублей | % | |
Денежные доходы населения всего | 3 907 950,0 | 3 360 232,2 | 116,3 |
в том числе: | |||
Доходы от предпринимательской дея-ти | 188 992,4 | 227 154,3 | 83,2 |
Заработная плата, включая премии и др. виды оплаты труда | 1 486 846,9 | 1 386 984,1 | 107,2 |
Социальные трансферты | 339 360,3 | 330 760,5 | 102,6 |
Доходы населения от собственности | 264 609,3 | 297 983,5 | 88,8 |
Доходы от продажи иностранной валюты | 337 499,3 | 281 484,0 | 119,9 |
Другие доходы | 1 290 641,8 | 834 826,5 | 154,6 |
Самую значительную долю в общем объеме доходов населения составляет официальная заработная плата (38,1% с учетом премий и других видов оплаты), и эта доля в период до начала кризиса имела устойчивую тенденцию к росту. По итогам 9 месяцев 2009 года рост заработной платы по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 107,2%. Вместе с тем следует отметить, что еще в январе 2009 года рост заработной платы к январю 2008 года составлял 119,2%, за I квартал 2009 года рост заработной платы к I кварталу 2008 года составил 116,0%, а по итогам I полугодия 2009 года к соответствующему периоду 2008 года – 110,4%.
Второй по значимости составляющей в структуре денежных доходов населения являются «другие доходы» населения, что по методологии Росстата относится к «теневым» доходам и скрытой оплате труда. Указанные доходы за 9 месяцев 2009 года по сравнению с аналогичным периодом 2008 года увеличились в 1,5 раза, чем и обеспечили наибольший вклад в наблюдаемый рост общих денежных доходов населения (13,5% прироста). При этом доля данной статьи доходов в общих доходах населения увеличилась с 24,0% в 2008 году до 33,0% в 2009 году. Такая структура роста во многом объясняет тот факт, что наблюдаемая органами статистики динамика роста денежных доходов населения не привела к соответствующему росту налоговой базы по налогу на доходы физических лиц, что подтверждается объемами текущих налоговых поступлений в бюджет города, которые практически остались на уровне прошлого года.
Третьим по значимости источником денежных доходов населения являются доходы от продажи иностранной валюты. Данный вид доходов за 9 месяцев 2009 года увеличился на 19,9% по сравнению с соответствующим периодом 2008 года.
Указанное увеличение связано с тем, что на фоне усиливавшегося финансового кризиса и возможной девальвации рубля с целью уменьшения риска обесценения рублевых накоплений с августа 2008 года по февраль 2009 года население в массовом порядке переводило свои банковские счета из рублевых в валютные, скупив около 50 млрд. долл. США. Во II-III кварталах 2009 года в связи со стабилизацией на валютном рынке наблюдался обратный процесс – превышение объемов проданной населением наличной валюты над объемами купленной валюты, чем и объясняется рост доходов населения от продажи иностранной валюты в структуре баланса денежных доходов и расходов населения.
Показательной является оценка влияния экономического кризиса на доходы населения города через анализ динамики распределения доходов населения в разрезе децильных (десятипроцентных) групп населения.
Таблица 2
Распределение населения по уровню доходов и динамика изменения доходов в разрезе децильных групп населения
Номер группы |
Среднедушевой доход в месяц, рублей |
Доля заработной платы и трансфертов в общем объеме доходов, %% |
1 |
4853,6 |
67,2 |
2 |
8486,5 |
62,8 |
3 |
11 458,5 |
60,2 |
4 |
15 706,5 |
57,9 |
5 |
20 158,8 |
55,9 |
6 |
26 428,5 |
53,9 |
7 |
36 122,3 |
51,7 |
8 |
49 214,3 |
49,3 |
9 |
72 230,6 |
46,2 |
10 |
168 527,0 |
39,6 |
Всего: |
41 318,7 |
46,7 |
Как следует из данных Мосгорстата в 2009 году более 60% роста доходов населения обеспечено за счет увеличения доходов у 20,0 % наиболее состоятельных слоев населения (9 и 10 группы), в то время как на долю 20% наименее обеспеченных граждан (1 и 2 группы) пришлось чуть более 2% общего прироста доходов населения. Данный факт связан с тем, что заработная плата и трансфертные выплаты, которые играют более существенную роль для граждан с низкими доходами, чем для граждан с высокими доходами, выросли в 2009 году незначительно по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
По всем децильным группам населения основным источником роста являлась статья «другие доходы». При этом от первой группы населения до последней группы значимость данного вида доходов имеет тенденцию к росту, в то время как значимость доходов населения, подпадающих под налогообложение, уменьшается от 6,9% у первых групп до 5,4% у последних.
В таблице 3 представлены показатели, характеризующие уровень доходов населения и степень концентрации доходов в 2006-2009 годах.
Таблица 3
Уровень доходов населения и степень их концентрации
Показатель |
2006 год |
2007 год |
9 месяцев 2008 года |
9 месяцев 2009 года |
Среднедушевой доход, руб./мес. |
29 802,4 |
34 598,0 |
35 647,8 |
41 318,7 |
Среднемесячная заработная плата, руб./мес. |
17 997,9 |
23 623,3 |
28 913,0 |
31 606,0 |
Разрыв в доходах между наиболее и наименее обеспеченными группами населения (во сколько раз средние доходы 10 гр. населения превышают средние доходы 1 гр. населения.) |
41,4 |
39,5 |
32,7 |
34,7 |
Абсолютная бедность, %% |
13,4 |
12,5 |
11,9 |
12,3 |
Относительная бедность, %% |
31,6 |
31,5 |
30,8 |
30,9 |
Коэффициент концентрации доходов (индекс Джини) |
0,5510 |
0,5424 |
0,5210 |
0,5265 |
В период до начала проявления кризисных явлений (конец 2008 года) наблюдалось снижение степени экономического неравенства населения, выражавшееся в уменьшении разрыва в доходах между группами, коэффициента концентрации доходов и сокращении абсолютной бедности. В кризисный же период наблюдается обратная динамика.
Отметим, что уровень обеспеченности населения города Москвы доходами, несмотря на возросшую в связи с кризисом дифференциацию доходов населения, намного превышает значения аналогичных показателей в других регионах и по России в целом. Практически по всем регионам страны в 2009 году наблюдалось снижение значения данного индикатора, что характеризует ухудшение уровня жизни населения. Исключение составляют только города Москва и Санкт-Петербург.
По оперативным сведениям Департамента финансов города Москвы (по состоянию на 18.01.2010 о поступлении средств в бюджет города Москвы за 2009 год) доходы в части НДФЛ исполнены к 1 января 2010 в размере 390 951,1 млн. руб., что составляет 98% от запланированного в соответствии с уточненным планом на 2009 год (310 011,1 млн. руб.).
Влияние кризиса на экономику Москвы в первом полугодии 2009 года проявилось в экономической рецессии, в снижении деловой активности экономических субъектов, во втором же полугодии 2009 года наблюдалось постепенное оживление деловой активности предприятий реального сектора экономики, что в большей степени обусловлено объективными экономическими факторами, такими как небольшое ослабление рубля в начале этого года по сравнению с прошлым периодом и, как следствие, удорожание импортной продукции, а также использование накопленных предприятиями в докризисный период материальных запасов.
К факторам, негативно повлиявшим на поступление НДФЛ в бюджет города Москвы можно отнести:
- Снижение темпов роста заработной платы;
- Безработица и скрытая безработица, уменьшение фонда оплаты труда;
- Увеличение задолженности;
- Инфляция, рост уровня потребительских цен;
- Изменения законодательства в части предоставления налоговых вычетов;
- Увеличение стоимости жилой недвижимости в течение последних нескольких лет;
- Сокрытие доходов от сдачи недвижимого имущества в аренду;
- Применение организациями различных схем ухода от налогообложения.
Среднемесячная начисленная заработная плата по итогам 2009 года в Москве составила 32953,6 рублей на одного работника при значении данного показателя в целом по России 18795,1 рублей. Реальная заработная плата по сравнению с 2008 годом в Москве составила 97,1%. Отметим, что рост показателя номинальной заработной платы на 1 % сопровождается ростом поступлений НДФЛ на 1,01%. Последовательное сокращение темпов роста заработной платы наблюдается по всем видам экономической деятельности. Статистические данные показывают, что в большей степени замедление прироста заработной платы относится к крупным и средним предприятиям и организациям. Снижение прироста заработной платы привело к сокращению доли данного вида дохода в структуре доходов населения города Москвы с 41,3% в 2008 году до 38,0% в 2009 году. По данным Мосгорстата сокращению подвергся фонд оплаты труда в строительстве и промышленности в связи с ухудшением финансового состояния предприятий данных секторов экономики, в то время как рост фонда оплаты труда происходил в сфере государственного управления и обеспечения военной безопасности (на 20,9 %), в сфере здравоохранения и образования (более чем на 34,4 %). Финансовый кризис сказался так же и на уровне доходов населения от операций с ценными бумагами.
На объемы поступлений от налога на доходы физических лиц негативно влияет сокращение в условиях экономического кризиса количества предприятий и рабочих мест, а также выплат по заработной плате. Несмотря на двукратный с начала года рост безработицы, в настоящее время можно говорить о стабилизации ситуации на уровне 1,8-2% от экономически активного населения Москвы. Между уровнем налоговых поступлений и численностью незанятых трудовой деятельностью граждан наблюдается обратная количественная связь. При росте незанятых на 1%, поступления в бюджеты регионов НДФЛ снижаются на 0,016%.
Сдерживающим фактором увеличения поступления указанного налога является рост скрытых форм безработицы (административные отпуска, неполная рабочая неделя). Так, по данным Мосгорстата, численность персонала, работающего неполное рабочее время по инициативе администрации, в январе-июне 2009 года составило 56,4 тыс. человек, увеличившись к аналогичному периоду 2008 года более чем в 13 раз. Продолжительность отпуска без сохранения или с частичным сохранением заработной платы по инициативе администрации за тот же период возросла в 6 раз.
По данным Департамента труда и занятости населения города Москвы численность безработных граждан, зарегистрированных в службе занятости, по итогам года 59,9 тыс. человек (2,7% от экономически активного населения), что составляет 261,6% от показателей 2008 года, а по данным Росстата общая численность безработного населения в Москве по итогам проведенного обследования составила 163,1 тыс. человек, что на 296,5% больше показателей 2009 года. При этом заявленная потребность работодателей в работниках по итогам 2009 года составила 156 777 чел (88,9% к значениям на 1 января 2009 года).
Количество работодателей, сообщивших о предстоящем увольнении работников в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников, за период с 1 января по 19 февраля 2010 года – 349 единицы, что составляет 58,4 % от уровня показателей за аналогичный период 2009 года.
- Рост задолженности по заработной плате в Москве наблюдался в промышленности, науке, строительстве и транспорте. При увеличении задолженности по заработной плате на 1%, поступления НДФЛ в бюджеты сокращается на 0,03%, так как с задержкой заработной платы, как правило, связана неблагополучная финансовая ситуация в организациях, акционерных обществах, а следовательно у физических лиц – крупных налогоплательщиков, например, в связи с неполучением дивидендов. Просроченная задолженность по заработной плате по данным Росстата в Москве по итогам 2009 года составила 70,7 млн. руб., что составляет 80,2% к 1 января 2009 года.
Ценовая ситуация в городе продолжает оставаться неустойчивой. После роста индекса цен на товары и услуги в I квартале 2009 года до 112,8% вследствие ослабления курса рубля на 27,2 % (в номинальном выражении), которое произошло в декабре 2008 года – феврале 2009 года, с апреля темпы роста цен на товары и услуги снизились, а в августе-сентябре они зафиксировались практически на нулевом уровне по сравнению с аналогичным периодом 2008 года. Вместе с тем инфляция на потребительском рынке остается достаточно высокой. Индекс потребительских цен по итогам 2009 года составил 109,8% к значениям 2008 года. Стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг по городу Москве составляет 10754,1 рублей, что на 39% выше показателей в среднем по России и выросла на 9,2% по сравнению с началом 2009 года, стоимость минимального же набора выросла на 2,6% и составила 2400,6 рублей (на 13% больше среднероссийского показателя).
- Ожидается дальнейший рост потребительских цен за счет повышения тарифов на нефть, газ и электроэнергию, а также индексацией социальных расходов.
- Кроме того, на поступления НДФЛ оказали влияние изменения федерального законодательства. Льготы и вычеты, установленные федеральным законодательством по налогу на доходы физических лиц занимают наибольшую долю налогового потенциала региона. Поступления НДФЛ в консолидированный бюджет Москвы составляет лишь 4-6 %. Объем предоставленных стандартных, социальных, имущественных и профессиональных налоговых вычетов колеблется в диапазоне 93-95%. Объем вычетов в период 2006-2008 гг. имел незначительный прирост в 0,4-0,8%, однако с 2009 года значительно увеличены размеры налоговых вычетов и величины пределов их применения, вследствие чего можно говорить об увеличении и доли вычетов в суммарном объеме поступлений по НДФЛ.
- Существенное отрицательное влияние на результативный показатель поступлений НДФЛ оказывает рост объемов строительства и удорожание жилых домов. При росте жилищного строительства на 1%, величина поступлений НДФЛ в бюджетную систему уменьшается на 0,14%. Это объясняется возможностью получения налогового вычета физическими лицами при приобретении недвижимости. В виду значительного увеличения стоимости жилья за последние 5 лет, оно все чаще приобретается в совместную собственность двумя-тремя лицами. При этом каждый собственник жилья имеет право на вышеуказанный вычет, что еще более сокращает поступления НДФЛ в бюджетную систему.
- Недопоступление значительных сумм НДФЛ от физических лиц, получающих доходы от сдачи недвижимого имущества в аренду. По экспертным оценкам, ежегодно в столице сдается от 250 до 350 тыс. квартир. По данным же Федеральной налоговой службы по Москве, в 2009 году, лишь 15 тыс. москвичей задекларировали доходы, полученные от сдачи жилья в аренду. Причем, самые дисциплинированные плательщики налога на доходы физических лиц – это люди, сдающие дорогое элитное жилье. В этом сегменте доля неофициально сдаваемых квартир составляет не более 15 процентов. Самая большая доля неплательщиков, по данным агентств недвижимости, в экономклассе. Полноценный налоговый контроль в отношении таких физических лиц затруднен в связи с отсутствием информации о сдаваемых объектах и полученных доходах. Столичная казна ежегодно недополучает примерно 2 миллиарда рублей. В условиях экономического кризиса эти деньги крайне важны для города.
- Кроме того, на сегодняшний день в Москве продолжает существовать проблема недопоступления НДФЛ в бюджет города в связи с применением различных схем ухода от налогообложения предприятиями, в том числе выплаты «теневой» заработной платы, а так же проблема больших потоков работников-мигрантов (особенно в организации строительного комплекса), которые работают в большинстве своем без заключения трудового договора, что выводит доходы данной категории лиц из-под обложения НДФЛ. В настоящий момент данные сложности решаются налоговыми органами посредством проведения проверок организаций, имеющих признаки выплаты «серой» зарплаты, выявление организаций, не заключающих с работниками трудовых или гражданско-правовых договоров, а так же организаций, в которых официальная заработная плата работников ниже среднеотраслевого уровня. Так же при осуществлении контрольных мероприятий в отношении физических лиц эффективным является использование информации из внешних источников, прежде всего о владельцах транспортных средств и собственниках имущества. Данные задачи остаются одним из приоритетных направлений работы налоговых органов в части администрирования НДФЛ.
Между тем, в условиях экономического кризиса поступления по НДФЛ позволили стабилизировать такие факторы, как увеличение заработной платы работникам общественной сферы города Москвы и некоторое оживление реального сектора экономики во втором полугодии и повышение цен на нефть.
Стабильность поступлений налога на доходы физических лиц обеспечилось достаточно диверсифицированной структурой московской экономики, а также высокой долей (до 24%) населения, занятого в общественном секторе, преимущественное финансирование которого осуществляется из федерального и регионального бюджетов.
Так, по состоянию на первое сентября 2009 суммарный прирост фондов заработной платы секторов государственного управления и обеспечения военной безопасности, обязательного социального обеспечения, образования, здравоохранения и предоставления социальных услуг обеспечил свыше 60% роста совокупного фонда заработной платы московской экономики. Работники бюджетной сферы за прошедший год получили заработную плату примерно на 11% больше, чем работники реального сектора экономики.
Законом города Москвы от 02 декабря 2009 года №10 «О бюджете города Москвы на 2010 год» предусмотрены поступления по НДФЛ на 2010 год в объеме 417 159 612 тыс. руб., что меньше показателей закона от 10 декабря 2008 года №65 “О бюджете города Москвы на 2009 год и плановый период 2010-2011гг на 41,7% (590 937 821 тыс. руб.) Указанный прогноз принят на основе сценария, предусматривающего рост среднемесячной заработной платы по итогам 2010 года на 11% и снижение количества занятых в экономике.
По оценке Контрольно-счётной палаты Москвы, в 2010 году в случае реализации благоприятного сценария социально-экономического развития и при сохранении зарплатоемкости продукции на уровне 2009 года объем поступлений НДФЛ возможен в сумме 509 383 655 тыс. рублей. Основным фактором увеличения заработной платы, по оценке Платы, станет увеличение производительности труда в сопоставимой оценке на 4,6%. Достижение указанных объемов поступлений налога возможно при условии небольшого оживления экономики благодаря действию объективных экономических факторов, выраженных в накопленных в докризисный период ресурсах и удорожании импортируемой продукции.