Стадный инстинкт

Образование: стадный инстинкт
В Стэнфорде в одном из экономических университетов было проведено исследование с целью того, чтобы выявить степень влияния коллектива на выбор будущей профессии студентов. Объектами исследования выступили выпускники данного вуза, информацию о которых исследователи почерпнули из архивов.
На протяжении полтора года объединившиеся в группы студенты посещали общий курс лекций. Однако общение студентов одной группой не ограничивалось. Студенты легко могли переходить и в другие группы, сформировавшиеся для сдачи определенного предмета. По подсчетам в окружении одного студента находились около 10 однокурсников.
Перед началом 4 семестра студентам предстояло выбрать специальность в соответствии с их склонностями и способностями, выявленными в результате экзаменов. К удивлению исследователей выбор будущей специальности отнюдь не соответствовал имеющимся способностям, более того приходил в полное противоречие с ними. К примеру, студент, проявлявший хорошие теоретические знания в области экономики почему-то выбирал практическую направленность. Подобные многочисленные случаи указали на наличие некоторой закономерности: склонность к подражанию в выборе будущей специальности обнаружилась у большинства студентов.
Для того, чтобы проследить дальнейшее развитие профессиональной деятельности испытуемых, исследователи воспользовались итогами опроса, проводившегося университетом среди бывших выпускников. Оказалось, люди, выбравшие профессию вопреки своим способностям, но в согласии с выбором большинства из коллектива были недовольны своей работой на 13% чаще, чем выпускники, выбравшие специальность в соответствии со своими наклонностями. Да и заплата была выше у тех, кто в своем выборе не поддался коллективному влиянию.