Банки поворачиваются лицом к клиенту
Российские банки столкнулись с нарастающими неплатежами по потребительским кредитам. Ситуация с возвратом таких кредитов грозит перерасти в неуправляемую. Штрафные санкции, предусмотренные договорами между банками и заемщиками, перестали быть инструментом, который мог бы ее исправить. У населения просто нет денег для того, чтобы возвращать кредиты.
В таких условиях банки вынуждены искать другие, более гибкие формы работы с проблемными клиентами. По мнению кредитных организаций, наиболее активно задействованных в секторе потребительского кредитования, одной из таких форм может стать реструктуризация задолженности. По сути речь идет об изменении базовых условий договоров, которые касаются «священной коровы» банковского бизнеса – штрафов и пеней за просрочку погашения кредитов.
Первым о своих предложениях по рестуктуризации объявил «Абсолют банк». Согласно программе, заемщикам по автокредитам и ипотеке в обмен на списание штрафов предлагается в период до 10 сентября погасить лишь 10% просрочки. Директор департамента розничного кредитования банка А. Будник отмечает, что в условиях кризиса домоклов меч штрафных санкций лишь усугубляет положение заемщика, и таким образом перестает работать в интересах банка. С другой стороны, статистика операций банка показывает, что те заемщики, которые не уклоняются от погашения, но испытывают финансовые трудности, делают это с периодичностью один платеж в 1-2 месяца. «Абсолют банк» считает, что программа должна привести к притоку средств со стороны заемщиков. Расчеты банка показывают – выплата предлагаемых 10% позволит заемщику подтвердить свою лояльность, и не станет при этом чрезмерной для его бюджета в сложных экономических условиях.
Эксперты оценивают новый подход, как грамотный и рациональный. В сложившихся обстоятельствах компромисс такого рода позволяет банку удерживать клиентов и формировать основы будущей, послекризисной стратегии.